Заказать звонок

Как правильно выбрать резину для грузовика

Как правильно выбрать резину для грузовика 16.06.2022

Как правильно выбрать резину для грузовика

Наверное, говорить об актуальности верного выбора резины для грузовика, автопоезда или спецтехники еще один раз — излишне. Заметим только, что во многом именно от качества и особенностей купленной резины зависит поведение машины на дороге, ее топливная экономичность, особенности при разгоне и торможении. Всегда существует искушение взять резину подешевле, однако брать следует ту, которую нужно, — а она, в зависимости от условий эксплуатации техники, может быть разной.

Стремление владельцев техники сэкономить на покупке резины понятно. Ведь стоимость одного колеса радиусом R22.5 320/80 составляет двадцать тысяч рублей и выше. А для того, чтобы укомплектовать резиной автопоезд, состоящий из седельного тягача и полуприцепа, их понадобится десять, а то и двадцать, не считая запаски.
И все-таки выбирать резину нужно по принципу целесообразности, а не дешевизны — благо сегодня на рынке широко представлена как резина производства признанных мировых лидеров — Bridgestone, Michelin, Nokian, — так и бюджетные варианты вполне приличного качества, в основном китайские: Aeolus, Taitong и другие. Производители техники часто рекомендуют те или иные разновидности колес для своих машин — но знать, в каких именно условиях придется работать грузовику, погрузчику или автобусу, они не могут, а значит, окончательный выбор, так или иначе, придется делать владельцу.

Итак, в первую очередь необходимо учесть то, в каких именно условиях предстоит работать грузовику или спецтехнике, которую нужно обуть. Ведь для федеральных трасс и городских улиц подходят одни типы шин, а для сельской местности, бездорожья, карьеров или строительных площадок — другие. Учитывая особенности эксплуатации, грузовые шины принято подразделять на магистральные, региональные и комбинированные. Классификация по виду протектора выглядит несколько иначе: дорожные шины — для езды по качественному покрытию автомагистралей. Универсальные — для разных дорог, повышенной проходимости — для бездорожья. Отечественная практика эксплуатации средне- и малотоннажных грузовиков показывает, что оптимальным вариантом для российских дорог является универсальный тип протектора — так называемый «ромбик» или «гусиная лапка». А вот для автопоездов, используемых для магистральных перевозок, будут уместнее шины с протектором дорожного типа.

Сезонность также имеет значение. Зимние шины изготавливают из более жесткой резины, а кроме того, они имеют более глубокий рисунок. Некоторые водители предпочитают устанавливать шипованную резину — благодаря ей даже на обледенелой дороге машина остается управляемой и не теряет способности тормозить. Всесезонная резина дешевле, но ее использование в холодное время года оправдано только для ряда южных регионов страны — кроме того, изнашивается она быстрее. Производители всесезонной резины, как правило, рекомендуют использовать ее там, где зимние температуры не опускаются ниже минус 20 градусов по Цельсию но даже в таких погодных условиях опытный водитель грузовика скорее отдаст предпочтение зимним шинам.


Для правильного выбора резины необходимо умение читать ее маркировку. Во-первых, она укажет на то, для какой оси шина предназначается. Буква D укажет на ведущие колеса, F — управляющие, Z — управляемые колеса; а шины с маркировкой Т предназначены для установки на прицепы и полуприцепы. Многие владельцы грузовых автомобилей с целью сэкономить при покупке ставят на все оси универсальную резину, теряя при этом ряд преимуществ, которые гарантирует узкоспециализированная. Так, грузовик, на который установлены шины для рулевой оси, выигрывает в маневренности. А при установке шин для ведущей оси существенно улучшается сцепление колес с дорожным покрытием и увеличивается тяговая сила транспортного средства. Что касается шин для прицепной техники, от них не требуется ни приводить автопоезд в движение, ни направлять его — поэтому они в целом похожи на шины для управляемой оси и отличаются от них меньшим количеством продольных канавок на протекторе (поперечных канавок у них может не быть вообще).

Маркировка содержит и указания на профиль шины — важный параметр, от которого зависит легкость управления транспортным средством. Низкопрофильные шины позволят облегчить процесс вождения, но у них есть существенный недостаток: они довольно быстро стираются. Шины с широким профилем хорошо подходят для больших полноприводных грузовиков, позволяя им без труда преодолевать разбитые участки дороги. Машины с арочными бескаркасными грузовыми шинами легко преодолеют бездорожье.
Маркировка на шине также указывает, камерная она или бескамерная (TT или TL соответственно). Бескамерные шины несколько легче, а расход топлива у автомобиля, оснащенного такой резиной, — меньше. Это может иметь значение, когда речь идет о дальних перевозках на сотни и тысячи километров. Кроме всего прочего, при повреждении бескамерную шину легче отремонтировать.

Для перевозок по федеральным трассам и городским дорогам лучше подойдет пневматическая резина. При этом у нее есть существенный недостаток: в случае прокола давление в такой шине быстро падает, что при движении на большой скорости может представлять серьезную опасность. Для карьеров, стройплощадок и дорожных покрытий низкого качества предназначены шины, давление в которых регулируется. Весят они несколько меньше, а срок их эксплуатации, как правило, короче — из-за нагрузок, которые на них приходятся.


По типу конструкции различают радиальные и диагональные шины, что также отображено в маркировке. Они отличаются числом слоев резины. Радиальная резина жестче и больше подходит для грузовиков, передвигающихся по автомагистралям. А вот более мягкая диагональная — для машин, работающих в сельской местности, в том числе — на грунтовых дорогах.
Зная особенности эксплуатации автомобиля и правильно прочитав маркировку, можно оптимально подобрать шины для грузовика, автопоезда, пассажирского транспорта или строительной техники. Однако визуального контроля изделий покупателем пока никто не отменял — особенно учитывая, что грузовые шины часто подолгу хранятся и условия их хранения дилером или продавцом могут иметь серьезные расхождения с рекомендациями компании-производителя на этот счет. Поэтому при покупке просто необходимо досконально осмотреть резину и убедиться, что никаких трещин и прочих повреждений на ней нет.

В заключение отметим, что хозяин одного отдельно взятого грузовика или автопоезда, приобретая шины для своего транспортного средства, заботится прежде всего о своей безопасности, удобстве управления машиной и как можно дольшем сроке службы новой резины. Тогда как владельцу автопарка размером в десятки и даже сотни единиц техники разных типов и размеров продуманный, дифференцированный подбор шин поможет сэкономить сотни тысяч рублей в год на топливе, а также избежать непредвиденных трат в связи с ДТП, причиной которых нередко становится изношенная или неверно выбранная резина.

Возврат к списку